с 9:00 до 19:00 МСК +7 (495) 565 39 30

Финансы государства

Налоги и сборы. Согласно ст. 8 Налогового кодекса РФ, налог — это обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности (хозяйственного ведения или оперативного управления) денежных средств, в целях обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги нынешней налоговой системы могут иметь только денежную форму, в отличие от налоговой системы, действовавшей до введения в действие Налогового кодекса РФ.

Сборы — это обязательные взносы, взимаемые с организаций и физических лиц, уплата которых является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Фискальная функция налогов: наполнение бюджета государства.

Регулирующая функция налогов: манипулируя налоговыми ставками, государство может влиять на экономику, активируя ту или иную экономическую отрасль (или, допустим, географический регион), или наоборот, сдерживать рост в какой-то области.

Налоги бывают:

Основные налоги, обеспечивающие доход бюджетов бюджетной системы РФ:

Современная налоговая система России строится на основе Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним законов субъектов и нормативных актов местного самоуправления, а также подзаконных актов различных органов исполнительной власти. Контроль за правильностью, полнотой и своевременностью внесения налогов, возложен на Федеральную налоговую службу, которая образована в составе Минфина РФ.

Налоговая система РФ имеет три уровня:

В данный момент налоговая система РФ по количеству уровней не совпадает с системой бюджетной (с 2006 г. введен 4-й «негласный» бюджетный уровень на уровне местных бюджетов:

  • бюджеты муниципальных районов
  • бюджеты городских округов
  • бюджеты внутригородских муниципальных образований
  • бюджеты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Однако, данное противоречие нареканий не вызывает, поскольку все местные налоги (а также часть федеральных налогов и налоговых режимов) поделены между местными уровнями в соответствующих их статусам пропорциях на основании положений Бюджетного кодекса РФ